Инновационная деятельность

Положение об организации инновационной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о группе раннего развития.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о творческой группе.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Об обеспечении методического и организационно—педагогического.pdf (скачать) (посмотреть)
Инновационный проект Теремок.docx (скачать)
Календарный план реализации проекта Теремок.docx (скачать)

Концептуальные идеи (тезисы) комплексной образовательной программы «ТЕРЕМОК»

19.05.2020

Концептуальные идеи (тезисы)

комплексной образовательной программы

«ТЕРЕМОК» для детей раннего возраста

 

Научный руководитель: И.А. Лыкова

 

Научные редакторы: Т.В. Волосовец, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова

 

Авторский коллектив:

О.В. Бережнова, А.И. Буренина, И.А. Дядюнова, И.И. Казунина,

 Е.И. Касаткина, В.В. Кожевникова, И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова,

А.Х. Сундукова, О.С. Ушакова, Е.Д. Файзуллаева, О.Г. Фатхи

 

·       Программа «Теремок» ориентирована на создание в образовательной организации (и в семье) оптимальных условий для амплификации развития детей младенческого и раннего возраста (от рождения до трех лет) с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и образовательного запроса семьи.

·       Программа имеет комплексный характер, описывает задачи и содержание пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В Программе содержание дифференцировано и описано по пяти образовательным областям. Разрабатывается технология проектирования интегрированного содержания, которая будет представлена в программе в качестве педагогического инструментария.

Основой интеграции выступают культурные и личностные смыслы. Целевой ориентир социокультурный опыт ребёнка.

·       Программа строится на основе системы следующих дидактических принципов: амплификации, антропоцентризма, вариативности, диалогичности, инициирования субъектности, интеграции, культуросообразности, природосообразности, целостности и др.

·       Программа представляет в динамике «портрет ребёнка раннего возраста», созданный методом «теоретической матрицы» (И.А. Лыкова). В основе данного портрета — физиологические особенности (А.Х. Сундукова, О.Г. Фатхи), линии психофизического развития (В.В. Кожевникова, Е.Д. Файзуллаева), социокультурные ситуации развития для каждого возраста (А.И. Буренина, И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова).

·       Программа предлагает педагогам и родителям вариативную модель проектирования образовательной среды по вектору амплификации (Т.В. Волосовец, В.В. Кожевникова, И.А. Лыкова).

Образовательная среда позиционируется как: 1) часть социокультурной  среды, в условиях которой достигаются цели и смыслы образования  (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.); 2) система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития (А.М. Новиков); 3)  целенаправленно созданная система взаимовлияний и  взаимодействия окружения (социального и пространственно-предметного) с субъектом, в рамках которого открываются возможности для развития личности (В.В. Рубцов, В.И. Ясвин  и др.).

Структура образовательной среды включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъекты образовательных отношений, 2) «предметы и пространство», 3) «ансамбль деятельностей» (В.Т. Кудрявцев).

·       В основе Программы — диалогический подход. Речь интерпретируется как основной инструмент, а диалог — как форма и суть коммуникации (О.С. Ушакова). Диалогический подход рассматривается в Программе не только по отношению к субъектам образовательных отношений, но и к объектам (игрушкам, бытовым предметам, различным материалам, инструментам), которыми наполнена образовательная среда.

·       Программа представляет современную модель развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве: от воздействия (1-й этап) к содействию (2-й этап) и сотворчеству (3-й этап) (И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова). Специфика каждого этапа раскрывается через характер потребности ребёнка в освоении нового социокультурного опыта и форму взаимодействия с педагогом.

·       Программа предлагает вариант гармоничного сочетания традиций и новаций, фольклорного и современного материала, опыта народной (семейной, материнской) педагогики и инновационных образовательных технологий (О.В. Бережнова, А.Б. Теплова). 

·       В программе представлены собирательный «портрет современного педагога», готового к реализации программы «Теремок» (А.Б. Теплова), и «портрет современной семьи» (И.А. Дядюнова, М.Ю. Индык). 

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста МБДОУ Киевского детского сада «Тополек»

19.05.2020

 «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е. И. ТихееваХочу такой сайт

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Организуя развивающую предметно-пространственную среду группы раннего возраста мы постарались, что бы даже самым маленьким детям могли быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства нашего детского сада, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Построение развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) и организация воспитательно-образовательного пространства, позволяют поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации, обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка. Мы оформили группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.

Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому рациональное размещение мебели, эстетическое оформление группы способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, поддерживает у каждого ребенка положительное самоощущение, что особенно важно в период адаптации к условиям детского учреждения.

Вход в группу раннего возраста отдельный, что позволяет правильно организовать жизнедеятельность детей, а также обеспечивает условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана РППС, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу и по мере угасания интереса менять вид деятельности, переходя из одного уголка в другой. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Полифункциональность предметной среды позволяет воспитателю перестраивать имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, стулья. Трансформируемость - позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство. Такая организация пространства позволяет малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1 года до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

Структура РППС в группе раннего возраста

У детей раннего возраста активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование расположили по периметру группы, выделив игровую часть, место для организованной образовательной деятельности, развивающих игр, так же предусмотрели достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не стали включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства свободно.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Принципы построения РППС

При оснащении РППС опирались на следующие принципы:

- доступность;

- насыщенность;

- эстетичность;

- трансформируемость;

- безопасность;

- сответствие возрастным особенностям группы детей;

- гендерность;

- вариативность.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».