Рабочая программа воспитания

муниципЕlJI ъное бюдж етное дошкольЕое образовательное учреж дение
Киевский детский сад < < Тополею>

(МБДОУ Киевский

.ц/ с < < Тополек> )

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖЩНА:

Педагогическим советом
МБДОУ Киевский Ус < < Тополек>
Протокол JrГs doT 27.a8.202l

приказом

­z­P

от 30.08.2021

wз

он

}\

l­­:llъ:l1.1;T,i;}

ЖпИ

< < Тоrrолею)

е

м

Ыq
Рабочая

воспит

программа

МБДОУ,Киевский

dс

с.Киевка

ания

(Тошолек)>

№ п/п
1
1.1
1.2

Содержание
Раздел программы
Раздел 1 Целевой раздел .Пояснительная записка
Цель и задачи Программы воспитания
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Стр.
4
6
6

1.2.1

Уклад МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

7

1.2.2.

Воспитывающая среда МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

7

1.2.3.

Общности (сообщества) МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

8

1.2.4.

Социокультурный контекст

9

1.2.5.

Деятельности и культурные практики в МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

9

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания

10

1.3.1.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста

12

1.3.2.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 7
лет)
Раздел II. Содержательный

13

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

14

2.1.1.

Патриотическое направление воспитания

14

2.1.2.

Социальное направление воспитания

15

2.1.3.

Познавательное направление воспитания

16

2.1.4.

Физическое и оздоровительное направление воспитания

16

2.1.5.

Трудовое направление воспитания

17

2.1.6.

Этико-эстетическое направление воспитания

18

Особенности реализации воспитательного процесса

19

2.2.1.

Модуль 1 Творческие соревнования

19

2.2.2.

Модуль 2 . Праздники

19

2.
2.1.

2.2.

14

2

2.2.3.

Модуль 3 . Фольклорные мероприятия

20

2.2.4.

Модуль 4 .Экология и родной край

20

2.2.5.

Модуль 5. Традиции ДОУ

21
23

3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный

3.1

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

23

3.2

Взаимодействия взрослого с детьми. События МБДОУ Киевского д/с «Тополек»

24

3.3

Организация предметно-пространственной среды

25

3.4

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

25

3.5.

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

27

3.6.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

27

2.3.

23

3

Пояснительная записка
Рабочая
программа
воспитания
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения Киевского детского сада «Тополек»,(далее по тексту МБДОУ
Киевский д/с «Тополек») реализующего основную образовательную программу дошкольного
образования, предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания
на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования , к реализации рабочей
программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале
https://fgosreestr.ru.
МБДОУ Киевский детский сад «Тополек» руководствуется определением понятия
«образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ
«Об
образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания
включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.

1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4

В основе процесса воспитания детей в ДОО
лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений
ребенка,
которые
коррелируют
с
портретом
выпускника
ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления для разработанной рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражены взаимодействие участников образовательных
отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Это позволяет
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для
того
чтобы
эти
ценности
осваивались
ребёнком,
они
включены
в основные направления воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация рабочей программы воспитания основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений.
МБДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2022 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития,
физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.(Ремонтненский РОО,ЦДТ, ДЮСШ, Сельская библиотека, Сельский ДК, Киевская
СОШ, племколхоз «Киевский» и др.)

5

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания МБДОУ
Киевского д/с «Тополек»
Цель Программы воспитания
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий для их
позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями,
нормами
и
правилами,
принятыми
в обществе.
Задачи
воспитания
формируются
для
возрастного
периода
(
1 год – 3 года, 3 года – 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой программы воспитания МБДОУ Киевского д/с «Тополек»
являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы
основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;

6

 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад МБДОУ Киевский д/с «Тополек»
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающиеся
на базовые национальные ценности, содержащие традиции региона и ОО, задающие культуру
поведения сообществ, описывающие предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ДОО).
1.2.2. Воспитывающая среда МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

Создание профессиональной общности – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Все

7

участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой
эффективности общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам,
побуждать
детей
сопереживать,
беспокоиться,
проявлять
внимание
к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Создание профессионально-родительской общности включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Создание детско-взрослой общности. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как
к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Создание детская общности. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,

8

заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам,
что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие
характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином
сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности,
развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать
сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
В
нашем
детском
саду созданы
разновозрастные
детские
общности.
В детском саду обеспечивается возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая традиций.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

9

1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет
и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение
человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в МБДОУ Киевский д/с «Тополек»

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания МБДОУ
Киевский д/с «Тополек»

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном
развитии человека в будущем.

10

На уровне МБДОУ Киевский д/с «Тополек» не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста
(с 1 года до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
Патриотическое
окружающему миру
Человек, семья,
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
Социальное
дружба,
и «плохо».
сотрудничество
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
Познавательное
и активность в поведении и деятельности.
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
Физическое
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и оздоровительное
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
Трудовое
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.

11

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 7 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Здоровье
Владеющий
основными
навыками
личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной

12

Этико-эстетическое

Культура и
красота

деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком
базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему
народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;

13

 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом
является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности

14

(на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие

15

и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать
у ребенка
представления
о
ценности
здоровья,
красоте
и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие
в
труде,
и
те
несложные
обязанности,
которые
он
выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает

16

на
детей
определенное
воспитательное
воздействие
и
подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием
материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;

17

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках след ующих
направлений воспитательной работы МБДОУ Киевский д/с «Тополек»:
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль 1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по
нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое
воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.

18

Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка,
которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формировании элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей;
чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие
способности.
Творческое соревнование–непросто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и
расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок,
родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для
достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым.
Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится
относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка
в конкурсном движении формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и
поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки,
фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным
планом
воспитательной
работы
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
.
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по
созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть
домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть
терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в
развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя
и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Модуль 2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания;
создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных
на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социальнокоммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на
празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и
музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того,
чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще
получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким
образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и
почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, они заниматься будет
усерднее.
Во-вторых, праздник–это возможность для родителей получить представление о том, какие у
ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с
умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми

19

стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: на
сколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что
малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют
весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже,
как правило, не допускается.
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год,
рождество, мамин праздник, день Победы, а так же утренников. Конкретная форма проведения
праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ Киевский д/с
«Тополек»
.
Модуль 3. Фольклорные мероприятия
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от
остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие
социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и
праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например,
это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция,
определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается
развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным
планом
воспитательной
работы
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность
поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии
сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной
игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных
деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения
музеев, выставок, конкурсов .Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при
рисовании«Информационных карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию
дошкольников:
 Формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
 раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
 социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах
деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой,
музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Модуль 4. Экология и Родной край
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает
особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление
человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно
разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь
окружающий мир.
Целью работы ДОУ стало знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и
фауны.
- Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы;
убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

20

-Систематизировать знания об окружающем мире.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
- Воспитывать любовь к природе родного края, к восприятие её красоты и многообразия.
- Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
- Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире.
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о
природе, через практическую деятельность.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию,
воображение, творческие способности.
- Развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков
Ожидаемые результаты проекта: Расширение знаний о растительном и животном мире нашего
края о труде людей в разные сезоны, познакомить с основными направлениями развития
сельского хозяйства. Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически
безопасного поведения в природе. Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие
исследования (сравнения) некоторых видов растений. Развитие у детей любознательности,
творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Модуль 5 Добрые обычаи в ДОУ»
Традиции — проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в
детях чувство гордости за свой коллектив.
Принципы формирования традиций в детском коллективе:
- Безусловное принятие каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.
Беспристрастность
в
оценке
поступков
воспитанников.
- Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
- Диалогичность в общении с детьми.
-Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с
воспитанниками.
Исключение
значимости
своего
настроения
в
общении
с
детьми.
Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным.
Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы
человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества,
стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные
традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского
сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если
воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок –
личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить
ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат
прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых
традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и
нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают
большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное
участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно
связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый
ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые
нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим

21

удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая
традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция
проверена временем
1.«Утро радостных встреч»- дети встают в круг, берутся за руки и вместе проговаривают
определенные приветствия, которые сопровождаются иногда движениями, называют себя и
вспоминают отсутствующих детей. Во время «приветствия» закладываются основы
доброжелательного отношения детей друг к другу, устанавливается контакт между ними. Они
видят себя и других. Утренние приветствия направлены на установления атмосферы доверия,
общности в группе. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Создания
положительного настроения. Воспитания общепринятых норм приветствия. Большинство таких
игр-ритуалов проводятся в кругу. Чтобы собрать детей в круг можно использовать несколько
приемов:
«Один.
Два,
трикружочек
собери!»
2. «Баю-бай засыпай», мы укладываем младших детей под музыку: дети быстро засыпают, спят
спокойно и встают легко, без капризов, с хорошим настроением.
3. «Сказка перед сном»- это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и
любви. Дети знакомятся с различными художественными произведениями и их авторами.
4. "Встреча с интересными людьми" (во время экскурсий и др. мероприятий)Расширение
контактов со взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и
увлечениями взрослых- все это способствует развитию коммуникативных навыков.Традиционно,
в День Победы 9 мая дети старшей группы встречаются с ветераном ВОВ, их детьми,
тружениками тыла, рассказывают поздравительные стихи, дарят цветы и свои поделки
5. «День рождения»- дети считают одним из важных дней в своей жизни, их переполняет чувство
ожидания подарков, поздравлений, добрых слов и пожеланий. В этот день первую половину дня
мы посвящаем чествованию именинника. Ребенку готовится трон, плащ, корона, украшается
шкафчик в прихожей именинника. Дети приходят из дома с сувенирами, сделанными своими
руками или вместе с родителями. Через бескорыстное желание что-нибудь подарить сверстнику,
формируется личностное отношение к другому ребенку, внутренняя сущность, которая делает
возможными межличностные отношения более глубокими. Также организуется сладкий стол,
игры, песни, сюрпризные моменты и подарок от детского сада.
6.«Прогулки
по
нашему
селу
в
разное
время
года
».
Цель этих прогулок расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к
своей родине, уважение к жителям села, формировать нравственные и патриотические чувства.
Кроме этого дети находят и закрепляют попутно признаки наступления определённого времени
года, поют песни и читают стихи
7. В нашем саду стало традицией
показывать родителям специально подготовленную
презентацию "Что мы нового узнали" - фотографии из жизни детского сада. Еженедельно готовят
педагоги новую презентацию, где родители могут увидеть чем занимаются их дети в течение дня .
8. «Мы - помощники и защитники» .Традицией стало при организации различных мероприятий
(трудовой деятельности) создавать для ребенка позицию помощника. Дети помогают меньшим
детям одеться на прогулку, убрать игрушки. С удовольствием ребята помогают взрослым
выполняя их поручения :сделать посильную уборку, отнести, принести, расставить, подержать.
Старшие дети заботятся о малышах (в условиях разновозрастной группы»
9. « Раз, два, три, четыре, пять - собираемся гулять» - эта традиция связана с тем , чтобы
уменьшить время при сборах детей на прогулку, много лет воспитатели для этого используют
подвижные хороводные игры, считалки, скороговорки, потешки и др.

22

10. «Вечерние посиделки». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как
положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, перед вечерней прогулкой
воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог
предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня. После этого
он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что
каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у
всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и
чувство самоуважения у отдельных детей. Завершением этого разговора является создание
альбома, газеты, копилки, календаря добрых дел, выполненных детьми.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала нашего региона для построения
социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения МБДОУ Киевский д/с «Тополек».
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу традиций нашего детского сада на которых основывается
воспитательная работа.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания МБДОУ Киевский д/с «Тополек» реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания традиций ,
отражающих готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад МБДОУ Киевский д/с «Тополек» направлен на сохранение
преемственности
принципов
воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достиже
нию целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Взаимодействие с субъектами социального окружения по вопросам воспитания.
5) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо
интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

23

Уклад МБДОУ Киевский д/с «Тополек» задаёт и удерживает ценности воспитания – как
инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
руководителя ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений
в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
Для реализации Программы воспитания Уклад должен целенаправленно проектироваться
командой МБДОУ Киевский д/с «Тополек»
и быть принятым всеми участниками
образовательных отношений.
Процесс проектирования Уклада МБДОУ Киевский д/с «Тополек» включает следующие
шаги.
№ п/п
Шаг
Оформление
1
Определить ценностно-смысловое
Устав ДОО, локальные акты, правила
наполнение жизнедеятельности ДОО.
поведения для детей и взрослых, внутренняя
символика.
2
Отразить сформулированное
ООП ДО и Программа воспитания.
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах жизнедеятельности
ДОО:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов ДОО;
– праздники и мероприятия.
3
Обеспечить принятие всеми
Требования к кадровому составу
участниками образовательных
и профессиональной подготовке сотрудников.
отношений уклада ДОО.
Взаимодействие ДОО с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.

24

Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,
в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МБДОУ Киевского д/с «Тополек»
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы иметь воспитательное воздействие , он
направляется в ДОО взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы МБДОУ Киевского д/с «Тополек»,
группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в МБДОУ Киевского д/с «Тополек» проводится в следующих
формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные
игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей школьников,
участие в районном фестивале театрального искусства и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды

25

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную
специфику, а также специфику МБДОУ Киевский д/с «Тополек» и включает:
 оформление помещений;
 создание комнат развития;
 создание мини-музеев;
 оборудование участка ДОО;
 оборудование;
 игрушки, игровое оборудование.
ППС
отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка
отражены и сохранены
в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации
гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для ППС коллектив детского сада ориентируется на
продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и
оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и
имеют сертификаты качества.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
МБДОУ Киевский д/с «Тополек» укомплектован кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой
дошкольного образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной
деятельности. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный
перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и
управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного
учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»). В детском саду

26

работает 16 человек, из них: - административные работники - 3 человека: - педагогические
работники – 3 человека; - учебно-вспомогательный персонал – 3 человека; - рабочие –7 человек.
Уровень
профессиональной
квалификации
педагогического
коллектива:
первая
квалификационная категория – 1 педагог; - соответствие занимаемой должности – 2 педагога. В
целях эффективной реализации Программы созданы условия для: - профессионального развития
педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального
образования (районные методические объединения, семинары, научно-практическая конференция,
курсы повышения квалификации) - консультативной поддержки педагогических работников по
вопросам образования и охраны здоровья детей; - организационно-методическое сопровождение
процесса реализации Программы, (педагогический совет, семинар, семинар-практикум, неделя
педагогического мастерства,«Школа молодого воспитателя» по повышению профессионального
мастерства начинающих педагогов, «Творческая группа» в состав, которой вошли опытные,
инициативные и целеустремленные педагоги.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в ДОУ включает:
3.5.1.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”.
3.5.2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
3.5.3. Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ Киевского
д/с «Тополек»
- План работы на учебный год
- Календарный учебный график;
- Рабочая программа воспитания в ДОУ;
- Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной образовательной
программы (далее – ООП ДО);
- Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в ДОУ;
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное
расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в
ДОУ)
Подробное описание приведено на сайте МБДОУ Киевский д/с «Тополек» в разделе «Документ
3.6. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ Киевский д/с «Тополек»
воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и
проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего
их решения.

27

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных–таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и
педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип
разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
детей–это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует
наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации
саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа
организуемого
в
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно с заведующим с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета МБДОУ Киевский д/с
«Тополек»
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации саморазвития
воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на
следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2.
Состояние
организуемой
в
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду
комфортной и личностноразвивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заведующим , воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости–
их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета
МБДОУ
Киевский
д/с
«Тополек»
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
 качеством проводимых общесадовских мероприятий;

28




качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников
мероприятий.

и

фольклорных

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работыв МБДОУ Киевский д/с «Тополек»
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
ы», «Образование»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».